ема 10
Задача 1
Президент РФ
вернул без подписания принятый Государственной Думой РФ ФЗ «О запрете научных исследований в области
генной инженерии» в связи с тем, что он противоречит Конституции РФ.
Государственная Дума и Совет Федерации преодолели вето Президента, однако
Президент вновь отказался подписывать закон, ссылаясь на нарушения процедуры,
которые были допущены при повторном рассмотрении закона.
Оцените
действия Президента РФ, ответив на следующие вопросы:
Действовал ли Президент РФ в рамках своих
конституционных полномочий, возвращая первый раз без подписания ФЗ ? Каковы
требования к наложению вето, и когда они считаются соблюденными? Возможно ли
преодоление вето Президента и каким образом? Имеются ли полномочия у Президента
на возвращение без подписания закона после преодоления вето по мотиву нарушения
процедуры? В случае возникновения спора какие конституционные способы
разрешения конфликта могут быть использованы?
Проблема:
Полномочия, роль Президента в законодательной деятельности
КРФ
устанавливает четкий порядок принятия ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 107 1. Принятый ФЗ в течение пяти дней направляется Президенту РФ
для подписания и обнародования.
Президент может как подписать принятый ФЗ, так и не подписать, отправив тем
самым его на пересмотр обратно в Парламент. Применительно к данной части статьи
возникла проблема толкования понятия «принятый ФЗ», то есть когда считать ФЗ принятым, когда его приняла
ГосДума или когда его также одобрил Совет Федерации?
В
Постановление КС от 22.04.1996 N 10-П "По делу о толковании отдельных
положений статьи 107 Конституции РФ» как
раз и рассматривается данная проблема толкования.
Под принятым федеральным законом
подразумевается, прежде всего, ФЗ , принятый Государственной Думой и
считающийся одобренным Советом Федерации с соблюдением установленных КРФ правил
и предусмотренных ею процедур.
При этом одобрение закона Советом
Федерации может быть выражено как в активной форме - путем голосования, так и в
пассивной форме: ФЗ считается
одобренным, если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом
Федерации.
Под
"принятым федеральным законом" по смыслу части 1 статьи 107 КРФ понимаются:
·
законы, принятые Государственной
Думой и одобренные Советом Федерации
·
законы, повторно принятые
Государственной Думой
·
законы, одобренные
Государственной Думой и Советом Федерации
ст. 107 КРФ
устанавливает право вето Президента на принятый ФЗ. В случае неподписания ФЗ
Президентом он направляется обратно в Фед Собрание для его пересмотра. Для
преодоления вето Президента необходимо, чтобы обе палаты Парламента собрали надлежащее для каждой из них
большинство для одобрения закона в прежней редакции (для одобрения закона
необходимо квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального
Собрания).
Поэтому в
случае преодоления вето Президента ФЗ подлежит обязательному подписанию и
опубликованию в течение семи дней со дня получения постановлений палат
Федерального Собрания об одобрении закона в первоначальной редакции.
То есть Президент не вправе не подписать
отклоненный им ранее ФЗ после повторного
его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации.
Постановлений
КС от 22.04.1996 №10-П (возвращение в соответствующую палату не является
отклонением в смысле ст.107 К)
Если
нарушается процедура принятия ФЗ, то тогда такой закон не считается принятым,
поэтому и не может подлежать подписанию и наложению вето.
При этом
такой закон не может считаться "принятым федеральным законом" в
смысле части 1 статьи 107 КРФ , а его возвращение в палаты Федерального
Собрания - отклонением в смысле части 3 статьи 107 КРФ , поскольку
установленные КРФ требования к принятию федерального закона и предусмотренные
ею условия и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по
усмотрению участников законодательного процесса.
В случае
возникновения спора: ? Споры между
субъектами законодательного процесса в связи с порядком принятия федерального
закона в случае недостижения согласия могут быть переданы заинтересованными
сторонами в соответствии со статьей 125 КРФ и Федеральным конституционным законом "О
Конституционном Суде РФ " на рассмотрение Конституционного Суда РФ .
По процедуре все в порядке, закон доходит до Президента, Президент
имеет право наложить вето.
Процедура
вето преодоления.
В первом
случае, было вето, все правильно.
Во второй
раз, Президент увидел нарушения процедуры, поэтому закон не считается изначально
принятым и подлежит возвращению. Однако так как нарушения в задаче не указаны,
то скорее всего это было превышением полномочий Президента. То есть можно
говорить о надуманном Президентом нарушении механизма с целью продления своего
вето. В данной задаче можно усмотреть угрозу злоупотребления полномочиями
Президента.
Если были бы
реальные процедурные нарушения, то в задаче они были бы указаны!
Задача
2
При
проведении контртеррористической операции в Чеченской Республике Президент РФ
отдал приказ об использовании Вооруженных Сил РФ. Один из солдат, проходивших в
это время срочную военную службу и получивший тяжелое ранение, в результате
которого он стал инвалидом, потребовал материальное возмещение в качестве
компенсации за утрату трудоспособности, поскольку издание Указа Президента было
неправомерным. Применение Вооруженных Сил, по его мнению, возможно только при
объявлении военного положения для защиты государственного суверенитета РФ и ее территориальной целостности. В данном
случае военное положение не было объявлено.
Каковы
полномочия Президента РФ по руководству Вооруженными Силами РФ и по их
использованию во внутригосударственных конфликтах? Как должны оформляться такие
решения?
Проблема:
проблема использования ВС для урегулирования конфликтов внутри РФ;
Для каких целей используются ВС?
Природа ВС: противодействие внешней угрозе, выполнению функций по
урегулированию конфликтов внутри РФ должны лежать на МВД.
Для использования ВС необходимо особое положение : ЧС, военное
положение + режим контртеррористической операции, который аналогичен по своему
положению тем двум. Однако порядок его введения куда более простой в силу
необходимости принятия оперативных решений, такое положение создает угрозу.
Применительно к данной задаче тогда еще не было режима
контртеррористической рперации, поэтому по факту нельзя было использовать ВС.
Президент не может использовать ВС для решения таких конфликтов без
введения военного положения. Сегодня можно также использовать режим
контртеррористической операции, позволяющий использовать ВС по решению таких
задач.
ФКЗ от
30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017)
"О военном положении"
Статья 4.
Введение военного положения
1.
Военное положение на территории РФ или в
отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ .
Президент РФ
незамедлительно сообщает о введении
военного положения Совету Федерации и Государственной Думе.
Военное
положение вводится в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.
Постановлением
КС от 31.07.1995 №10-П
2. В 1991 - 1994
годах на территории Чеченской Республики, являющейся субъектом РФ , сложилась
экстраординарная ситуация: отрицалось действие КРФ и федеральных законов, была разрушена система
законных органов власти, созданы регулярные незаконные вооруженные формирования,
оснащенные новейшей военной техникой, имели место массовые нарушения прав и
свобод граждан.
В связи с
тем, что ни Гос власть СССР, ни власть
РФ не смогли правильно оценить справедливую обиду чеченцев, назревавшие в
республике события и их движущие силы. А так как КРФ не предусматривает
одностороннего выхода субъекта Федерации из состава Федерации, то Чеченская
республика при всем своем желании не могла выйти из ее состава мирным путем. В
силу этого в республике формировались сепаратистские воззрения насильственного
характера.
КРФ также
закрепляет, что государственная целостность является одной из основ всего
конституционного строя России. В силу невозможность урегулировать мирным путем
ситуацию в Чеченской Республике власть была вынуждена ввести Вооруженные Силы
РФ на ее территорию.
То есть
правового основания для ограничения конституционных прав граждан не было, но РФ
это сделала.
9 декабря 1994 г Президент издал Указ,
в котором Правительству РФ было дано поручение использовать все имеющиеся у государства средства
для обеспечения государственной безопасности, законности, прав и свобод
граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, разоружения всех
незаконных вооруженных формирований. Конституционным основанием это Указа стала
обязанность Президента принимать меры по охране суверенитета РФ , ее
независимости, безопасности и целостности государства.
Именно
это поручение стало одним из основных положений, оспариваемых в КС, так как ориентировка Указов Президента и Постановления Правительства на применение
"всех средств, имеющихся в распоряжении государства", и прежде всего
Вооруженных Сил, без надлежащих гарантий от злоупотребления ими, при отсутствии
какого-либо механизма по предотвращению нарушений прав и свобод мирного населения,
не состоящего в незаконных вооруженных формированиях Чеченской Республики, привела
к нарушениям прав и свобод российских граждан, к тяжелым негативным
последствиям для мирного населения.
6.На
момент издания Указа от 9 декабря 1994 г. N 2166 законодательное регулирование
допускало использование Вооруженных Сил РФ для защиты государства не только от внешних
угроз, но также для собственно защиты населения, территории и суверенитета
(статья 1 Закона РФ от 24 сентября 1992
года "Об обороне") и для защиты от внутренних угроз, направленных
против личности, общества и государства, включая его конституционный строй,
суверенитет и территориальную целостность.
Конституционный
Суд признал Указ от 9 декабря 1994 года принят в пределах конституционных
полномочий Президента РФ . Это постановление примечательно тем, что объем
особых мнений к нему в значительной части превышает сам объем Постановления КС.
К
сожалению, ориентировка Указов Президента и Постановления Правительства на
применение "всех средств, имеющихся в распоряжении государства", и
прежде всего Вооруженных Сил, без надлежащих гарантий от злоупотребления ими,
при отсутствии какого-либо механизма по предотвращению нарушений прав и свобод
мирного населения, не состоящего в незаконных вооруженных формированиях Чеченской
Республики, привела к нарушениям прав и свобод российских граждан, к тяжелым
негативным последствиям для мирного населения.
Но ориентировка Указов Президента и
Постановления Правительства на применение "всех средств, имеющихся в
распоряжении государства", и прежде всего Вооруженных Сил, без надлежащих
гарантий от злоупотребления ими, при отсутствии какого-либо механизма по
предотвращению нарушений прав и свобод мирного населения, не состоящего в
незаконных вооруженных формированиях Чеченской Республики, привела к нарушениям
прав и свобод российских граждан, к тяжелым негативным последствиям для мирного
населения.
Анжи:
Проблема: полномочия Президента по руководству вооруженными
силами при разрешении внутригосударственных конфликтов ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ
СИЛ ВНУТРИ ГОСУДАРСТВА.
1. Статья
87. 1. Президент РФ является Верховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ . 2. В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент
Российской Федерация вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное
положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и
Государственной Думе.
2. Статья 4
ФЗ «Об обороне»: принимает в соответствии с федеральными законами решение о
привлечении Вооруженных сил РФ, воинских формирований и органов к выполнению
задач с использованием вооружения не по их назначению.
3. Природа
вооруженных сил – противостоять внешней угрозе. Во внутренних проблемах, кто
должен быть задействован при подавлении конфликтов? МВД должно быть
задействовано при решении внутренних проблем. ВС задействуются в решении
внутренних проблем. Военные и чрезвычайные положения действуют с момента
принятия конституции.
4. Статья 6
«О противодействии терроризму». Этот режим предусмотрен ФЗ. Это особый правовой
режим, который аналогичен ЧП и ВП. По сути здесь можно усмотреть угрозу правам
граждан. Упрощение – определенная угроза. Когда эти проблемы возникли,
террористов было много. Противопоставить органы ВД ничего им не могли.
Необходимо было привлекать войсковые части. Вся эта процедура была некорректна,
но когда появился такой закон, то была возможность использовать силы для
определенных задач. В борьбе с терроризмом Вооруженные Силы РФ могут применяться для: 1) пресечения полетов
воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо
захваченных террористами; 2) пресечения террористических актов во внутренних
водах и в территориальном море РФ , на объектах морской производственной
деятельности, расположенных на континентальном шельфе РФ , а также для
обеспечения безопасности национального морского судоходства; 3) участия в
проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим
Федеральным законом; 4) пресечения международной террористической деятельности
за пределами территории РФ .
Статья 5. Президент РФ : 3) принимает решение в
установленном порядке об использовании за пределами территории РФ формирований Вооруженных Сил РФ и подразделений специального назначения для
борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против РФ либо граждан РФ или лиц без гражданства, постоянно проживающих
в РФ .
Статья 9. 1. Подразделения и воинские части Вооруженных Сил РФ
привлекаются для участия в проведении
контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической
операции в порядке, определяемом нормативными правовыми актами РФ . 2.
Соединения Вооруженных Сил РФ привлекаются для участия в проведении
контртеррористической операции по решению Президента РФ в порядке, определяемом нормативными правовыми
актами РФ .
5. Согласно
положениям Конституции и ФЗ следует, что у Президента нет полномочий по
использованию Вооруженных Сил на территории РФ для урегулирования
внутригосударственных конфликтов. При этом Президент в рамках данной задачи
использовал ВС для проведения контртеррористической операции, что не является
тождественным с регулированием конфликта. Президент в таком случае может
отдавать приказ об использовании ВС на территории РФ для проведения
контртеррористической операции.
6. Статья
88: Президент РФ при обстоятельствах и в
порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на
территории РФ или в отдельных ее
местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету
Федерации и Государственной Думе.
7. !!!Президент
просто так не может направить вооруженные силы для пресечения таких конфликтов.
Сейчас это все допустимо ввиду того, что это контртеррористическая операция.
Это мероприятие предусмотрено в рамках режима. Режим здесь был – режим
контртеррористической операции. Это особый правовой режим?
Контртеррористическая операция – особый 3 правовой режим, принимаемый по
упрощенному порядку, но позволяет использовать вс для решения таких задач.
Задача 3
На
заседании Правительства РФ было принято решение о возложении на Министерство
внутренних дел функции по контролю за прибывающими на территорию РФ из-за границы автомобилями для выявления случаев перемещения угнанных
машин. Президент РФ по просьбе Министра внутренних дел отменил решение
Правительства, поскольку МВД подчиняется непосредственно Президенту и решения
Правительства выполнять не обязано. Правительство повторно утвердило указанную
норму, приняв положение о контроле за перемещением через таможенную границу РФ автомобильного транспорта и сославшись на ст.
110 Конституции РФ.
Решите
возникший спор между Президентом РФ и Правительством РФ. Каковы полномочия
Президента в области руководства исполнительными органами власти. На
рассмотрение какого суда может быть передан этот спор?
Проблема: подчиняются ли министерства непосредственно Президенту, какие
министерства подчиняются непосредственно Президенту?
1. В российской системе
органов государственной власти Президент не относится к какой-либо ветви
власти. Он стоит вне системы разделения властей. В конституции закреплен
принцип разделения властей. президент не входит ни в одну ветвь власти. есть
исполнительные органы, которые не подпадают под руководство правительства.
правительство не может изменять набор их полномочий ввиду положения закона.
2. КРФ: 1.
Исполнительную власть РФ осуществляет
Правительство РФ . 2. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ ,
заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
ФЗ «О правительстве» ст.12. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и
иных ФОИВ и контролирует их
деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной
власти подчиняются Правительству РФ и
ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Статья 32 ФЗ «О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ»: Президент РФ может
перераспределять установленные федеральными законами функции ФОИВ ,
деятельностью которых руководит Президент РФ .
Правительство РФ в соответствии
с Конституцией РФ , федеральными конституционными законами, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента РФ координирует деятельность ФОИВ , указанных в
части первой настоящей статьи.
ФЗ «О правительстве»: ст.13.
правительство обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ ,
направляет и контролирует деятельность ее органов;
Исходя из смысла ФЗ и Конституции не следует полномочия правительства
по определению компетенции министерств. Правительство осуществляет общее
руководство и координацию, но не определяет компетенцию министерств.
Отсюда следует, что Правительство, устанавливая компетенцию
министерства обороны, нарушало положения ФЗ, которым установлена компетенция
Президента в отношении определенной категории министерств.
3. Дело может быть
передано на рассмотрение КС, поскольку на основании п.2 статьи 3 КС 2)
разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной
власти.
Также может быть подан в ВС: 4. Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции
административные дела: 1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ
, Правительства РФ , ФОИВ .
Согласно ч.4 ст.32 ФКЗ «О правительстве» Правительство лишь координирует
деятельность ФОИВ , которые
непосредственно подчиняются Президенту. Поэтому применительно к данной задаче
Президент был вправе отменить решение Правительства, так как возложение новых
функций на МВД не подпадает под понятие координации деятельности органов.
Вторжение Правительства в компетенцию Президента.
Задача 4
23
июня 2009 г. организаторы московского гей-парада обратились в Тверской районный
суд г. Москвы с жалобой на бездействие Президента РФ Д. А. Медведева. Организаторы подали обращение
на имя главы государства о проведении шествия в поддержку толерантного
отношения к лицам гомосексуальной ориентации и соблюдения их прав и свобод — в
Александровском саду на территории Московского Кремля. Мероприятие
планировалось в субботу 31 мая с 13 до 14 часов с количеством участников до 200
человек.
Обращение
на имя Президента РФ было передано в Приемную главы государства 16 мая. 21 мая
оно было переправлено в Префектуру Центрального административного округа Москвы
со ссылкой на ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений
граждан РФ ».
В
своей жалобе организаторы гей-парада отмечают, что поставленный в их заявлении
на имя Президента РФ вопрос о проведении публичного мероприятия на территории
Александровского сада относится к исключительной компетенции главы государства
в соответствии с положениями ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О собраниях,
митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
8
июля Тверской районный суд Москвы в составе судьи Алексея Севалкина отказался
рассматривать заявление организаторов гей-парада по причине того, что согласно
ст. 91 КРФ Президент РФ обладает неприкосновенностью. При этом суд в своем
определении признал, что «институт неприкосновенности является отступлением от
конституционного принципа равенства перед законом и судом», закрепленного в ст.
19 Конституции РФ.
Подлежит
ли решение суда отмене в кассационной инстанции? Каковы конституционные
особенности неприкосновенности Президента РФ и означает ли неприкосновенность
абсолютный иммунитет от любого преследования в судебном порядке?
Проблема: пределы
неприкосновенности Президента; каково содержание неприкосновенности
В данном случае Президент – должностное
лицо, которое бездействует.
Можно ссылаться на этот проект как на
теоретическую базу:
Ст.2 проекта ФЗ
1999 «О реализации статьи 91 КРФ и политических, социальных и иных гарантиях
лицам, занимавшим должность Президента РФ » устанавливает объемы и пределы
неприкосновенности Президента РФ.
Неприкосновенность
предполагает, что
Во-первых, на него распространяется особый порядок
привлечения к уголовной, административной ответственности, налагаемой в
судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу;
Во-вторых, что он не может быть
привлечен к ответственности за высказанное им мнение, выраженную позицию и другие действия, соответствующие его статусу.
В-третьих, что
неприкосновенность распространяется на его жилое, служебное помещения, багаж,
личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства
связи, а также на принадлежащие ему документы.
В-четвертых, что
он вправе отказаться от дачи
свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах,
ставших ему известными в связи с выполнением им своих обязанностей.
В-пятых, что
Президенту предоставляется государственная охрана.
Из этой статьи
следует, что неприкосновенность не предполагает невозможность обжалования его
решений в суд или отсутствия таковых. Президент как уполномоченное лицо,
имеющее властные полномочия, обладает определенным нормативно-закрепленным
набором прав и обязанностей, поэтому их недолжное исполнение или неисполнения
может быть обжаловано в судебном порядке. В противном случае при отсутствии
такой возможности нарушалось бы конституционное право граждан на судебную
защиту, закрепленное ст.46 КРФ.
Исходя из
вышесказанного, можно сделать вывод, что отказ суда в рассмотрении заявления
организаторов гей-парадов является неправомерным, так как ст.91, закрепляющая
неприкосновенность Президента, исходя из содержания вышеуказанного закона не
предполагает невозможность подачи заявления в суд на его действия или
бездействия в рамках его обязанностей.
Задача 5
Гражданин
Селицын М. Г, не получив в установленный срок ответ из Управления Президента по
работе с обращениями граждан Администрации Президента РФ, обратился в суд с
требованием признать незаконным бездействие должностных лиц и обязать их
направить ответ на его обращение. Отказывая в принятии его жалобы к
рассмотрению, суд указал, что общее руководство Администрацией Президента РФ
осуществляет непосредственно Президент РФ. Обжалование в судебном порядке
действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц,
находящихся в непосредственном подчинении Президенту РФ, а также предъявление
исков к указанным государственным органам на практике означало бы прямое либо
косвенное вмешательство в конституционно-правовую и иную деятельность
Президента России как главы государства, обладающего неприкосновенностью и
осуществляющего верховную государственную власть в РФ , что недопустимо,
поскольку нарушало бы основы конституционного строя РФ и принцип разделения
властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ.
Оцените
решение суда.
Проблема:
правовая природа Администрации Президента, можно ли обжаловать действия
должностных лиц Администрации Президента?
1. Де юре администрация не является
органом государственной власти, она является органом, обеспечивающим полномочия
главы государства. Администрация готовит проекты решений Президента,
представляет его во взаимоотношениях с органами государственной власти, все
представители Президента входят в Администрацию. Де юре она не наделена
властными полномочиями, что не мешает ей от имени Президента руководить всей
системой исполнительной власти.
Ст.83 КРФ
Именно Президент: и) формирует Администрацию Президента РФ ;
Указ
Президента «Об утверждении Положения об Администрации Президента»:
Администрация
Президента РФ (далее - Администрация)
является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом
"и" статьи 83 КРФ , который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений
Президента РФ .
Общее
руководство Администрацией осуществляет Президент РФ .
Указ
Президента «Положение об Управлении Президента РФ по работе с обращениями
граждан»:
1. Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций
(далее – Управление) является самостоятельным подразделением Администрации
Президента РФ .
2. Основными задачами Управления
являются: а) обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан РФ ,
иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций и общественных
объединений, адресованных Президенту РФ и Администрации Президента РФ ; е) своевременное
рассмотрение обращений и запросов, а также направление обращений для
рассмотрения в соответствующие самостоятельные подразделения Администрации
Президента РФ , федеральные органы государственной власти, иные государственные
органы, в компетенцию которых входит решение вопросов, поставленных в
обращениях; !! именно от управления
гражданин должен был получить ответ. То, что этим органом руководит президент,
не влияет на его неприкосновенность. Неприкосновенность касается только личного
статуса президента.
3. Фз №59. Статья положение по работе
рассмотрения обращений в администрацию президента.
2. Действия государственных органов
подлежат обжалованию на основании Кодекса административного судопроизводства:
Конституция
РФ 46 статья: 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной
власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных
лиц могут быть обжалованы в суд.
2. Суды в
порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают
подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых
прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов
организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в
том числе административные дела: 2) об оспаривании решений, действий
(бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов,
органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих;
Отсюда
следует, что действия органов, не наделенных властными полномочиями (как в
отношении Администрации), могут быть обжалованы в суд.
3. Распространяется ли
неприкосновенность Президента на Администрацию? Действия Президента,
затрагивающие права и свободы граждан, можно также обжаловать в суд, что
свидетельствует о том, что даже неприкосновенность Президента не является
абсолютной. То, что данный орган является структурой, обеспечивающей реализацию
полномочий Президента, не является основанием для того, чтобы не исполнять
возложенные на них функции.
Задача 6
Полномочный Представитель Президента РФ в
Северо-Кавказском федеральном округе потребовал от руководителя одного из
деревообрабатывающих предприятий (акционерное общество без участия
государства), находящегося на территории Ставропольского края, допустить
назначенную полномочным представителем комиссию к обследованию производственных
помещений в связи с инспектированием состояния деревообрабатывающей
промышленности региона. Директор предприятия отказал, ссылаясь на отсутствие у
комиссии необходимых полномочий и в связи с опасением разглашения некоторых
сведений, составляющих коммерческую тайну. Полномочный Представитель Президента
РФ направил повторное требование, ссылаясь также на свой статус заместителя
Председателя Правительства РФ.
Правомерен ли отказ? Какими правами наделены
полномочные представители Президента РФ в федеральных округах? Каковы специфика
и конституционно-правовые основания статуса Полномочного Представителя
Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе, совмещающего функции
полномочного представителя с замещением должности заместителя Председателя
Правительства РФ?
Согласно Положению о
полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе Полномочный
представитель является должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального
округа. Исходя из содержания положения, которое включает в себя обширное
перечисление всех функций и полномочий Представителя Президента можно сделать
вывод, что данный институт создан для контроля за исполнением ФКЗ, ФЗ, Указов
Президента на территории федерального округа, а также для координации
деятельности государственных органов
органов гос. власти.
Согласно Ст.7
вышеуказанного Положения следует, что Полномочный представитель имеет
право
привлекать сотрудников Контрольного управления Президента РФ ,
а в необходимых случаях и сотрудников ФОИВ и их территориальных органов к проведению
проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах
федерального округа;
Подчинен Президенту, полномочный Представитель президента имеет
полномочия сам осуществлять такие проверки. Комерческая тайна не является
основанием для вывода этой компании из под проведения проверочных мероприятий.
Указ Президента 849 от
13 мая 2000 года, который утвердил Положение.
Указ президента можно считать как
опережающее регулирование до принятия закона, регулирующего данную сферу.
Задача 7
Указом Президента РФ № 1444 от 7
августа 2000 г. было утверждено Положение об Управлении делами Президента —
органе исполнительной власти, которому были переданы полномочия по
материально-техническому обеспечению деятельности федеральных органов
государственной власти, в том числе Государственной Думы Федерального Собрания
РФ. Данный Указ был оспорен в Конституционном Суде РФ на том основании, что
Конституция не предоставляет ни Президенту РФ, ни органам исполнительной власти
права осуществлять материально-техническое обеспечение деятельности парламента.
Представители Государственной Думы потребовали прекратить осуществление полномочий
Управления делами Президента до окончания рассмотрения дела.
Представитель Президента возражал,
ссылаясь на то, что Конституция не запрещает Президенту наделить орган
исполнительной власти полномочиями по осуществлению подобной деятельности, которая
носит исполнительно-распорядительный характер.
Каковы пределы
полномочий Президента РФ, установленные Конституцией?
Что такое
дискреционные полномочия Президента, каковы правила их определения?
Можно ли
считать оспоренное полномочие полномочием Президента РФ? Если да, то к какому
виду оно относится? Обоснуйте Ваш вывод.
Подлежат ли
указы Президента РФ обжалованию в Конституционном Суде РФ? Если да, то в каких
случаях и в рамках каких категорий дел? К какой категории относится данное
дело?
Проблема: может ли Президент
своими Указами определять порядок материально-технического обеспечения
законодательного органа?
1. Указ
Президента №1444: Управление делами Президента РФ - ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
В ЧИСТОМ ВИДЕ, осуществляет управление подведомственными ему организациями, а
также управление и распоряжение объектами федеральной собственности, включая
имущество, закрепленное за подведомственными ему организациями, в соответствии
с законодательством РФ . Руководство деятельностью Управления осуществляет
Президент РФ.
2. Управление
делами Президента является исполнительным органом власти, руководство которым
осуществляет Президент. Статья 10. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на
законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны. ОРГАНЫ ДЕЛЯТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ТЕХ ФУНКЦИЙ, КОТОРЫЕ ОНИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ. Осуществление
материально-технического обеспечения исполнительным органом власти допустимо,
но в отношении Федерального Собрания в данном случае это не является
приемлемым, поскольку Президент, используя данную исполнительную структуру,
может воздействовать на деятельность парламента, что косвенно может повлечь за
собой вмешательство в его деятельность, соответственно нарушение принципа
разделения властей. Исходя из всего вышесказанного, требование Думы о
прекращении деятельности Управления, на мой взгляд, является обоснованным и
подлежит удовлетворению. В РАМКАХ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СУТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
ОРГАН НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ В КОМПЕТЕНЦИЮ ГД. НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, ЧТО ПРЕЗИДЕНТ
ВМЕШИВАЕТСЯ В ДЕЛА ПАРЛАМЕНТА.
3. Если
подводить данное полномочие под какое-либо полномочие, установленное
Конституцией, то более подходящим является следующее: 2. Президент РФ является гарантом КРФ , прав и свобод человека
и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране
суверенитета РФ , ее независимости и государственной целостности, обеспечивает
согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Опираясь на него, Президент вполне мог наделить полномочиями органы, которые
будут заниматься материально-техническим обеспечением, но только для
обеспечения деятельности Президента и Правительства.
4. Президент
должен осуществлять свою деятельность в рамках тех полномочий, которые
определены для него Конституцией, ФКЗ, ФЗ. Дискреционные полномочия Президента
подразумевают возможность Президента принимать акты и совершать действия,
руководствуясь только собственным усмотрением, целесообразностью, но не
законом. Президент должен действовать в пределах своих полномочий,
установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные
полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Так,
только сам Президент и в меру своего разумения должен определить нарушение или
угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и
предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными.
5. Конституционный
Суд: 1) разрешает дела о соответствии КРФ :
а) федеральных законов, нормативных актов
Президента РФ , Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ . На
этом основании можно осуществить проверку НПА Президента. Основанием может быть
жалоба Государственной Думы. Статья 135. 2. Конституционный Суд разрешает дела
о соответствии КРФ : а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ ,
Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ ;
Задача 8
В Государственную Думу был внесен
проект Федерального конституционного закона, устанавливающий неприкосновенность
членов Правительства РФ, которые не должны привлекаться к административной или
уголовной ответственности без согласия Правительства РФ, даваемого по
представлению Генерального прокурора РФ.
Возможно ли
принятие такого законопроекта? Каким целям служит институт неприкосновенности в
системе взаимоотношений различных ветвей государственной власти? Возможно ли
установление неприкосновенности должностных лиц исполнительной власти?
Для каких ветвей
власти предусмотрена неприкосновенность? Судебная, законодательная
Неприкосновенность не
предполагает отсутствие ответственности, а предусматривает особую процедуру
привлечения к ответственности.
Неприкосновенность –
элемент системы сдержек и противовесов.
Она защищает зак и исполнительную власть от вмешательства исполнительной
власти. Установление иммунитета для исполнительной власти от самих себя нецелесообразно.
Институт
неприкосновенности должностных лиц – отход от принципа равенства.
Депутаты ГД И члены СФ
обладают неприкосновенностью. Это означает, что они не могут привлечены к
уголовной, административной ответственности без согласия правительства.
Институт Неприкосновенности – это не личная привилегия должностных лиц.
Депутатская отв-ть: 2
аспекта
Постановление
Конституционного Суда РФ от 27 декабря
2012 г. N 34-П:
·
По своему содержанию неприкосновенность
парламентария - это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими
конституционными гарантиями неприкосновенности личности, однако она не является
личной привилегией, а имеет публично-правовой характер и призвана служить
публичным интересам, обеспечивая повышенную правовую охрану личности
парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от
необоснованных преследований, а следовательно, и от незаконного прекращения
полномочий, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и
парламента в целом, их самостоятельности и независимости.
·
Неприкосновенность парламентария не
означает его освобождения от ответственности за правонарушение, совершенное не
в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности. Расширительное
понимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению парламентского
иммунитета – превращению его в личную привилегию.
Неприкосновенность
Президента в ее конституционно-правовом истолковании является не личной
привилегией и служит не личной выгоде главы государства, а выступает условием
эффективной реализации возложенных на него Конституцией полномочий.
!!!!Неприкосновенность – привлечение в особом
порядке, но не полноценное освобождение от ответственности. Вопрос лишения
иммунитета – вопрос самого органа исполнительной власти. Иммунитет для
законодательной и суденой власти – защита от правительства. Иммунитеты –
элемент системы сдержек и противовесов. Исполнительная власть может вмешаться в
деятельность других ветвей власти. Законодательная и судебная могут вмешиваться
в деятельность исполнительной власти. Наличие иммунитета органов исполнительной
власти не нужно. Функционально он будет защищать их от самих себя. Теоретического
обоснования наличие иммунитета иметь не будет. Оно будет приобретать характер
личной привилегии.
Исполнительная власть
вмешивается в деятельность других ветвей власти, когда она необоснованно
привлекает их к ответственности, фактически препятствуя осуществлению их
деятельности. Поэтому у них есть иммунитет. Судебная или законадательная власть
не могут необоснованно задержать министра, они могут принять акты, которые
будут ограничивать деятельность министров, суды могут принимать решения в пользу
законодательной власти, а не в пользу исполнительной власти в ущерб ей. Решение
одного суда проверяется другой инстанцией.
Необходимо защитить
все ветви власти от органов? Всех защитить от какой-то третьей стороны. Для
органов исполнительной власти должен быть создан орган, который может реально
вмешаться в деятельность исполнительной власти. Это все зависит от системы
организации органов власти и о том, какие органы осуществляют контроль, кому
они подчиняются. Иммунитет создан не для того, чтобы лицо могло сделать все что
хочет, иммунитет нужен для осуществления публичных функций. Если есть угроза
привлечения к ответственности, сопряженной с угрозой прекращения осуществления
ЕГО ПУБЛИЧНЫХ ФУНКЦИЙ, ТО НЕОБХОДИМО УСТАНАВЛИВАТЬ ИММУНИТЕТ.
ФЗ «О СТАТУСЕ ЧЛЕНА СФ
И ДЕПУТАТА ГД»
2. Исходя из того, что подразумевает
собой институт неприкосновенности, принадлежащей различным органам
государственной власти и должностным лицам, следует, что институт
неприкосновенности имеет социальное назначение, связанное с осуществлением
данными лицами публичных функций. Институт неприкосновенности позволяет
охранять интересы соответствующих лиц и обеспечивать их независимость при
осуществлении ими своей профессиональной деятельности.
Задача 9
Во
время нахождения Президента РФ в длительной зарубежной поездке в автокатастрофе
погиб министр, входивший в состав Правительства РФ. Председатель Правительства
на время до возвращения Президента своим распоряжением назначил губернатора
Орловской области исполняющим обязанности этого министра. Действия Председателя
Правительства были оспорены в связи с тем, что, во-первых, он не вправе был
назначать исполняющим обязанности лицо, не занимавшее должность в министерстве,
тогда как исполнять обязанности погибшего министра должен был его заместитель,
назначенный Правительством РФ. Во-вторых, Правительство является коллегиальным
органом и должно было принять такое решение на заседании.
Председатель
Правительства заявил, что право представлять Президенту кандидатуры на
должность федеральных министров предполагает также в экстраординарных случаях
назначение исполняющим обязанности по вакантной должности любого лица.
Каковы
состав и порядок формирования Правительства РФ? Каковы полномочия Президента РФ
и Председателя Правительства РФ в отношении формирования состава Правительства
РФ? Правомерны ли действия Председателя Правительства?
Проблема:
объем полномочий Председателя Правительства
Ст.112
КРФ, Ст. 8 ФКЗ о правительстве
·
Правительство РФ состоит из
Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Порядок формирования:
·
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ из числа граждан РФ
·
Заместители Председателя
Правительства РФ и федеральные министры
назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ из числа граждан РФ.
Председатель
и заместитель являются членами Правительства, но не являются федеральными
министрами.
Председатель
Правительства, Заместитель Председателя – это не один из федеральных министров,
Пока не было Президента Председатель сам
назначил министра, тем самым вышел за пределы своих полномочий.
Есть
специальные лица, которые замещают должность министра, когда тот не может
осуществлять свои полномочия.- заместитель министра. И.О. министра.
Полномочия
по назначению на должность без получения согласия Президента у Председателя
Правительства нет. Председатель Правительства не может самостоятельно наделять
полномочиями федерального министра, он лишь представляет соответствующие
кандидатуры на утверждение Президента, следовательно, в данной ситуации
Председатель Правительства вышел из своих полномочий.
Задача 10
Указ
Президента РФ от 20 мая 2004 г., установивший структуру ФОИВ , был обжалован в
Верховный Суд РФ как не соответствующий федеральному законодательству в части
объединения ФОИВ , уполномоченных в сфере управления наукой и образованием. По
мнению заявителей, группы депутатов Государственной Думы, ст. 28 Федерального
закона «Об образовании» предполагает существование специального органа,
осуществляющего государственное управление в сфере образования. Не вторгаясь в
компетенцию Президента в части определения наименований органов исполнительной
власти (хотя в действующем законодательстве, например, в Федеральном законе «Об
обороне», устанавливается наименование органа исполнительной власти —
«Министерство обороны», и этот закон сохраняет силу), Государственная Дума
установила обязательность существования специально уполномоченного органа в
области образования.
Президент
РФ возражал, указывая на самостоятельность исполнительной власти в части
определения собственной структуры и распределения полномочий между различными
органами исполнительной власти, которая вытекает из конституционного принципа
разделения властей.
Каково
содержание понятий «система» и «структура» ФОИВ ? Как происходит разграничение
полномочий между органами государственной власти РФ в части определения видов,
системы и структуры ФОИВ ?
Система органов исполнительной власти – это
возможные виды органов исполнительной власти, то есть какие органы в принципе
есть.
А структура – это уже конкретный
перечень, конкретное министерство, конкретная служба. Это исключительное право
президента.
Право утверждать
структуру - исключительное право президента,
Президент ежегодно
принимает указ о структуре органов, систему он не устанавливает.
Система – это
Правительство, фед министерства, службы
Структура: ФСБ,
Здравоохранения и тд. Структура развивается по системе. Система помогает
определить, как вся структура работает. Система это механизм, а структура это
содержание.
Постановление Пленума от 27.01.99 года №2-П
Система:
под системой
федеральных органов, исполнительной власти, установление которой отнесено к
ведению РФ (статья 71, пункт
"г", КРФ ), следует понимать единство взаимосвязанных федеральных
органов государственной власти, которое обеспечивает баланс этих властей,
систему взаимных сдержек и противовесов.
регулированием общих
принципов организации и деятельности системы органов государственной власти в целом,
осуществляется посредством федерального закона. Однако этим не исключается
возможность регулирования указанных вопросов другими нормативными актами исходя
из предписаний КРФ , устанавливающих полномочия Президента РФ
По вопросам,
касающимся системы ФОИВ , не урегулированным законодателем, Президент РФ может издавать указы, которые не должны
противоречить КРФ и федеральным законам.
Структура:
Структура ФОИВ предопределяется задачами и полномочиями
Правительства РФ по осуществлению
исполнительной власти, закрепленными в статье 114 КРФ и конкретизированными в Федеральном
конституционном законе "О Правительстве РФ ". Для реализации этих
полномочий создаются также другие федеральные органы, образующие в своей
совокупности вместе с Правительством РФ структуру ФОИВ .
вопросы определения
структуры ФОИВ регулируются
непосредственно Конституцией РФ , Федеральным
конституционным законом "О Правительстве РФ " и указами Президента РФ
, в частности Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 года N 1142, которым
утверждена структура ФОИВ и перечень
наименований входящих в нее органов.
Изменения, дополнения
в структуру ФОИВ в целях реорганизации также могут вноситься указами Президента
Задача 11
Правительством
РФ 23 января 2002 г. было утверждено
Постановление «Об особых государственных регистрационных знаках и специальных
сигналах, используемых на транспортных средствах», а 17 сентября 2004 г. —
Постановление, в котором устанавливался перечень органов и должностных лиц, на
транспортные средства которых разрешена установка особых знаков и специальных
сигналов.
Гражданин
Пустырин А. А. обратился в Верховный Суд РФ с требованием признать указанные
постановления принятыми с превышением полномочий Правительства, поскольку Закон
РФ «О безопасности дорожного движения» предоставляет Правительству лишь право
устанавливать единый порядок дорожного движения на всей территории РФ .
Правительство, считает Пустырин, не вправе вводить привилегированное положение
в отношении соблюдения Правил дорожного движения, поскольку такие ограничения,
нарушающие равенство граждан, могут вводиться только законом. Правительство же
может принимать правовые акты только на основании и во исполнение положений
закона, т. е в тех случаях, когда в законе указано, какие правила
устанавливаются Правительством.
Представители
Правительства возражали, ссылаясь на то, что закон предоставляет Правительству
полномочия по своему усмотрению устанавливать любые Правила за исключением
дорожного движения по вопросам, которые с содержательной стороны не регламентированы
в законе. Кроме того, ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ,
выраженную в Постановлении от 27 января 2004 г., они утверждали, что спор
должен рассматриваться в Конституционном Суде РФ.
Оцените
аргументы сторон с точки зрения конституционного принципа разделения властей.
Каковы пределы издания Правительством РФ правовых актов?
Проблема:
каковы пределы деятельности Правительства в сфере обеспечения безопасности
дорожного движения. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИВИЛЕГИЙ АКТАМИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1. Статья 10: Государственная власть в РФ
осуществляется на основе разделения на
законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статья 1
ФЗ «О Правительстве»: Правительство РФ осуществляет исполнительную власть РФ .
Статья 23:
Правительство РФ на основании и во
исполнение КРФ , федеральных конституционных законов, федеральных законов,
нормативных указов Президента РФ издает
постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие
нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ .
Ч.1 ст.19:
1. Все равны перед законом и судом. ЭТО НЕ ПРИВИЛЕГИЯ, А ПРЕИМУЩЕСТВО.
Ч.3 ст.55:
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным
законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отсюда
следует, что Постановления Правительства, издаваемые во исполнение Конституции,
ФЗ, ФКЗ и т.д., должны соответствовать положениям Конституции о равенстве, а
также не могут ограничивать права и свободы человека.
Но в
данной задаче устанавливается не ограничение прав других граждан, а привилегия
определенной категории органов и должностных лиц на использование особых знаков
и специальных сигналов. Данная привилегия может не соответствовать принципу
равенства, но ввиду особой значимости их деятельности, выполнения публичных
функций теми или иными органами им необходимы специальные сигналы и знаки.
Исходя из
всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что доводы Пустырина не
обоснованы.
2. Статья 4 ФЗ «О безопасности
дорожного движения»: Законодательство РФ о безопасности дорожного движения состоит из
настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в
соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ , законов и иных
нормативных правовых актов субъектов РФ , муниципальных правовых актов.
Правительство в данном вопросе не наделено полномочиями по регулированию
непосредственно безопасности дорожного движения.
Статья 5:
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:
установления
полномочий и ответственности Правительства РФ , ФОИВ , органов исполнительной
власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления.
Статья 22:
4. Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения,
утверждаемыми Правительством РФ .
Исходя из
общего смысла ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что Правительству
предоставлены широкие полномочия в сфере регулирования безопасности дорожного
движения. При этом ссылка Правительства на то, что закон предоставляет ему
возможность устанавливать любые правила за исключением дорожного движения не
обоснованы, поскольку открытого перечня полномочий в законе не содержится. В
законе содержатся указания на те случаи, когда сфера должна быть урегулирована
Правительством, поэтому она не безгранична, как указывает Правительство.
Расширительно
толкуя положение закона, следует, что у Правительства сосредоточены основные
полномочия по урегулированию сферы безопасности дорожного движения и контроля
за ней. Отсюда следует, что в целом Правительство могло издать подобное Постановление.
3. Касательно обжалования Постановлений
Правительства. Постановление КС: По смыслу статьи 125 КРФ и правовых позиций, выраженных Конституционным
Судом РФ в Постановлениях от 16 июня
1998 года, от 11 апреля 2000 года и от 18 июля 2003 года, а также в настоящем
Постановлении, решение Верховного Суда РФ , которым нормативный акт
Правительства РФ (если его проверка
судом общей юрисдикции допустима) признан противоречащим федеральному закону,
не является подтверждением недействительности нормативного акта Правительства РФ
, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента
издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с
момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению. Иное не
согласуется с конституционным полномочием перечисленных в статье 125 (часть 2) КРФ
органов и лиц обращаться в
Конституционный Суд РФ с требованием о
подтверждении конституционности нормативных актов уровня ниже федерального
закона как принятых в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением компетенции между федеральными
органами государственной власти. Князев говорил, что Постановления
Правительства можно признать неконституционными, если они первичным образом
регулируют ту или иную сферу общественных отношений, то есть законом эта сфера
не должна быть урегулирована в принципе.
КС также:
2) разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами
государственной власти;
Создание
любого правила по сути – это и есть ограничение абсолютной свободы. Неправильно
исходить из этого. Косвенно это дает определенные привилегии, тем самым
ограничивая некие права человека. Конкретных ограничений прав простых граждан
здесь не устанавливается. Специальные сигналы – преимущество с определенной
социально значимой целью. Обусловлено это разными социально значимыми целями.
Раньше у должностных лиц была возможность ехать с сигналами на работу.
Определить перечень лиц – это как раз полномочие исполнительной власти.
Но встает
вопрос. Кого вносить в этот список? Сейчас мы идем по тому пути, что министров
и должностных лиц нельзя обеспечивать специальными сигналами. Их безопасность
обеспечивают при помощи гибдд. Подразумевается, что теперь они используют
сопровождение специальных органов. Это борьба за порядок на дороге. Если всем
руководителям органов исполнительной власти предоставить специальные сигналы,
то их станет слишком много. Специальные сигналы предоставлены органам
исполнительной власти, но они сильно ограничены (предельная численность
автомобилей, которые они могут иметь). Это обосновывается особой публичной
значимостью деятельности министров, судей и т.д.
Задача 12
Прокурор
Тульской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим
федеральному законодательству положения Закона области «Об охоте и охотничьем
хозяйстве», устанавливающего, что к охоте приравнивается нахождение в
охотничьих угодьях с незачехленным охотничьим оружием, капканами и иными
орудиями охоты, собаками без поводков и намордников, другими ловчими животными
и птицами либо с продукцией охоты. По мнению прокурора, должен применяться п.
10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548, где не
конкретизировано, в каком именно виде должно находиться оружие: зачехленном или
нет.
Представители
Законодательного Собрания области утверждали, что в связи с отсутствием
специального федерального закона, регулирующего отношения в области охоты и
охотничьего хозяйства, приоритет имеет закон субъекта РФ . Вопросы
совместного ведения РФ и субъектов РФ
на федеральном уровне должны регулироваться
только законами РФ , но не иными нормативными актами, в частности
указами Президента и постановлениями Правительства РФ .
Каковы
полномочия Правительства РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ?
Вправе ли Правительство издавать обязательные к исполнению постановления по
предметам совместного ведения? Какое место они занимают в системе правовых
актов? Какова позиция Конституционного Суда РФ поданному вопросу?
ФКЗ ст.43 «О
правительстве»
Проблема: реализация законодательных полномочий Президента
У нас есть акт
правительства, у него одни правила. Есть региональный акт, предусмотрены другие
правила.
Что должно быть
применено? Акт федерального правительства или региональный законодательный акт.
Указ президента стоит
выше чем постановление правительства.
1.
Рамочное федеральное регулирование и
развивающего его нпа
2.
Если нет федерального закона, то субъект
может принять с опережением.
В данной задаче должен
быть использован закон субъекта, а потом приведен во исполнение с ФЗ, а не постановлением Правительства.
Президент примет свой
указ, который станет на место ФЗ, и правительство примет постановление во
исполнение указа Президента. Считается, что указ это временное решение до тех
пор, пока не принят ФЗ.
В данном случае закон
имеет приоритет, так как нет базового федерального регулирования (нет ни ФЗ, ни
Указа, то необходимо следовать региональному акту).
Постановление КС по
«чеченскому делу»
Комментариев нет:
Отправить комментарий