Тема 10
Задача 1
Президент РФ
вернул без подписания принятый Государственной Думой РФ ФЗ «О запрете научных исследований в области
генной инженерии» в связи с тем, что он противоречит Конституции РФ.
Государственная Дума и Совет Федерации преодолели вето Президента, однако
Президент вновь отказался подписывать закон, ссылаясь на нарушения процедуры,
которые были допущены при повторном рассмотрении закона.
Оцените
действия Президента РФ, ответив на следующие вопросы:
Действовал ли Президент РФ в рамках своих
конституционных полномочий, возвращая первый раз без подписания ФЗ ? Каковы
требования к наложению вето, и когда они считаются соблюденными? Возможно ли
преодоление вето Президента и каким образом? Имеются ли полномочия у Президента
на возвращение без подписания закона после преодоления вето по мотиву нарушения
процедуры? В случае возникновения спора какие конституционные способы
разрешения конфликта могут быть использованы?
Проблема:
Полномочия, роль Президента в законодательной деятельности
КРФ
устанавливает четкий порядок принятия ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 107 1. Принятый ФЗ в течение пяти дней направляется Президенту РФ
для подписания и обнародования.
Президент может как подписать принятый ФЗ, так и не подписать, отправив тем
самым его на пересмотр обратно в Парламент. Применительно к данной части статьи
возникла проблема толкования понятия «принятый ФЗ», то есть когда считать ФЗ принятым, когда его приняла
ГосДума или когда его также одобрил Совет Федерации?
В
Постановление КС от 22.04.1996 N 10-П "По делу о толковании отдельных
положений статьи 107 Конституции РФ» как
раз и рассматривается данная проблема толкования.
Под принятым федеральным законом
подразумевается, прежде всего, ФЗ , принятый Государственной Думой и
считающийся одобренным Советом Федерации с соблюдением установленных КРФ правил
и предусмотренных ею процедур.
При этом одобрение закона Советом
Федерации может быть выражено как в активной форме - путем голосования, так и в
пассивной форме: ФЗ считается
одобренным, если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом
Федерации.
Под
"принятым федеральным законом" по смыслу части 1 статьи 107 КРФ понимаются:
·
законы, принятые Государственной
Думой и одобренные Советом Федерации
·
законы, повторно принятые
Государственной Думой
·
законы, одобренные
Государственной Думой и Советом Федерации
ст. 107 КРФ
устанавливает право вето Президента на принятый ФЗ. В случае неподписания ФЗ
Президентом он направляется обратно в Фед Собрание для его пересмотра. Для
преодоления вето Президента необходимо, чтобы обе палаты Парламента собрали надлежащее для каждой из них большинство
для одобрения закона в прежней редакции (для одобрения закона необходимо
квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания).
Поэтому в
случае преодоления вето Президента ФЗ подлежит обязательному подписанию и
опубликованию в течение семи дней со дня получения постановлений палат
Федерального Собрания об одобрении закона в первоначальной редакции.
То есть Президент не вправе не подписать
отклоненный им ранее ФЗ после повторного
его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации.
Постановлений
КС от 22.04.1996 №10-П (возвращение в соответствующую палату не является
отклонением в смысле ст.107 К)
Если
нарушается процедура принятия ФЗ, то тогда такой закон не считается принятым,
поэтому и не может подлежать подписанию и наложению вето.
Нужно различать право вето и возвращение
для повторного рассмотрения в Палаты.
КС сказал, что право вето нельзя отождествлять с той ситуацией, когда
Президент возвращает в ФЗ в Парламент в связи с нарушением установленного
Конституцией порядка, конституционных процедур. Это не право вето, а нечто
другое. Что другое – возник вопрос, т.к. в Конституции такого права Президента
возвращать без подписания закон не предусмотрено. КС вывел это из следующих
идей: во-первых, Президент – гарант Конституции, во-вторых, из того, что такой
закон, если нарушена процедура, он не может считаться принятым в
конституционном смысле, а Президент подписывает только принятые ФЗ.
Принципиальное отличие не только в содержании, но и в правовых
последствиях. Правом вето Президент может воспользоваться только 1 раз. Если
Президент наложил вето, оно может быть преодолено палатами ФС, после этого
Президент обязан подписать закон и обнародовать. Что касается возвращения
закона без подписания в связи с нарушением процедуры, то там, как раз, никаких
конкретных указаний, запретов, сроков нет.
Кроме того, возник вопрос, каким образом преодолевать вето? Если
посмотреть в ч.3 ст. 107 Конституции РФ, то мы увидим, что если Президент
отклонил закон, то ГД и СФ в установленном Конституцией РФ порядке вновь
рассматривают данный закон. Что такое «в установленном Конституцией порядке»?
Ключевым моментом, на которым сконцентрировался КС, было то, что этот закон должен
рассматриваться в прежней редакции, т.е. они квалифицированным большинством
голосов (каждая палата отдельно, квалифицированное большинство от числа каждой
палаты 450/166) преодолевают. Это не тоже самое, что в ст. 105 Конституции РФ.
Процедура не начинается с начала. А если вето не будет преодолено, тогда может
быть инициирована процедура принятия закона с начала. Этим отличается повторное
рассмотрение в смысле ст. 105 от преодоления вето в смысле ст. 107, что и
пытался донести КС в Постановлении 10-П.
Если Президент возвращает закон
При этом
такой закон не может считаться "принятым федеральным законом" в
смысле части 1 статьи 107 КРФ , а его возвращение в палаты Федерального
Собрания - отклонением в смысле части 3 статьи 107 КРФ , поскольку
установленные КРФ требования к принятию федерального закона и предусмотренные
ею условия и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по
усмотрению участников законодательного процесса.
В случае
возникновения спора: ? Споры между
субъектами законодательного процесса в связи с порядком принятия федерального
закона в случае недостижения согласия могут быть переданы заинтересованными
сторонами в соответствии со статьей 125 КРФ и Федеральным конституционным законом "О
Конституционном Суде РФ " на рассмотрение Конституционного Суда РФ .
По процедуре все в порядке, закон доходит до Президента, Президент
имеет право наложить вето.
Процедура
вето преодоления.
В первом
случае, было вето, все правильно.
Во второй
раз, Президент увидел нарушения процедуры, поэтому закон не считается
изначально принятым и подлежит возвращению. Однако так как нарушения в задаче
не указаны, то скорее всего это было превышением полномочий Президента. То есть
можно говорить о надуманном Президентом нарушении механизма с целью продления
своего вето. В данной задаче можно усмотреть угрозу злоупотребления
полномочиями Президента.
Если были бы
реальные процедурные нарушения, то в задаче они были бы указаны!
Комментариев нет:
Отправить комментарий