Вето


Тема 10

Задача 1

Президент РФ вернул без подписания принятый Государственной Думой РФ ФЗ  «О запрете научных исследований в области генной инженерии» в связи с тем, что он противоречит Конституции РФ. Государственная Дума и Совет Федерации преодолели вето Президента, однако Президент вновь отказался подписывать закон, ссылаясь на нарушения процедуры, которые были допущены при повторном рассмотрении закона.
Оцените действия Президента РФ, ответив на следующие вопросы:
Действовал ли Президент РФ в рамках своих конституционных полномочий, возвращая первый раз без подписания ФЗ ? Каковы требования к наложению вето, и когда они считаются соблюденными? Возможно ли преодоление вето Президента и каким образом? Имеются ли полномочия у Президента на возвращение без подписания закона после преодоления вето по мотиву нарушения процедуры? В случае возникновения спора какие конституционные способы разрешения конфликта могут быть использованы?
Проблема: Полномочия, роль Президента в законодательной деятельности
КРФ устанавливает четкий порядок принятия ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 107 1. Принятый ФЗ  в течение пяти дней направляется Президенту РФ  для подписания и обнародования. Президент может как подписать принятый ФЗ, так и не подписать, отправив тем самым его на пересмотр обратно в Парламент. Применительно к данной части статьи возникла проблема толкования понятия «принятый ФЗ», то есть  когда считать ФЗ принятым, когда его приняла ГосДума или когда его также одобрил Совет Федерации?
В Постановление КС от 22.04.1996 N 10-П "По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ» как раз и рассматривается данная проблема толкования.
Под принятым федеральным законом подразумевается, прежде всего, ФЗ , принятый Государственной Думой и считающийся одобренным Советом Федерации с соблюдением установленных КРФ правил и предусмотренных ею процедур.
При этом одобрение закона Советом Федерации может быть выражено как в активной форме - путем голосования, так и в пассивной форме: ФЗ  считается одобренным, если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
Под "принятым федеральным законом" по смыслу части 1 статьи 107 КРФ  понимаются:
·         законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации
·         законы, повторно принятые Государственной Думой
·         законы, одобренные Государственной Думой и Советом Федерации
ст. 107 КРФ устанавливает право вето Президента на принятый ФЗ. В случае неподписания ФЗ Президентом он направляется обратно в Фед Собрание для его пересмотра. Для преодоления вето Президента необходимо, чтобы обе палаты Парламента  собрали надлежащее для каждой из них большинство для одобрения закона в прежней редакции (для одобрения закона необходимо квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания).
Поэтому в случае преодоления вето Президента ФЗ подлежит обязательному подписанию и опубликованию в течение семи дней со дня получения постановлений палат Федерального Собрания об одобрении закона в первоначальной редакции.
 То есть Президент не вправе не подписать отклоненный им ранее ФЗ  после повторного его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации.
Постановлений КС от 22.04.1996 №10-П (возвращение в соответствующую палату не является отклонением в смысле ст.107 К)
Если нарушается процедура принятия ФЗ, то тогда такой закон не считается принятым, поэтому и не может подлежать подписанию и наложению вето.
Нужно различать право вето и возвращение для повторного рассмотрения в Палаты.
КС сказал, что право вето нельзя отождествлять с той ситуацией, когда Президент возвращает в ФЗ в Парламент в связи с нарушением установленного Конституцией порядка, конституционных процедур. Это не право вето, а нечто другое. Что другое – возник вопрос, т.к. в Конституции такого права Президента возвращать без подписания закон не предусмотрено. КС вывел это из следующих идей: во-первых, Президент – гарант Конституции, во-вторых, из того, что такой закон, если нарушена процедура, он не может считаться принятым в конституционном смысле, а Президент подписывает только принятые ФЗ.
Принципиальное отличие не только в содержании, но и в правовых последствиях. Правом вето Президент может воспользоваться только 1 раз. Если Президент наложил вето, оно может быть преодолено палатами ФС, после этого Президент обязан подписать закон и обнародовать. Что касается возвращения закона без подписания в связи с нарушением процедуры, то там, как раз, никаких конкретных указаний, запретов, сроков нет.

Кроме того, возник вопрос, каким образом преодолевать вето? Если посмотреть в ч.3 ст. 107 Конституции РФ, то мы увидим, что если Президент отклонил закон, то ГД и СФ в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Что такое «в установленном Конституцией порядке»? Ключевым моментом, на которым сконцентрировался КС, было то, что этот закон должен рассматриваться в прежней редакции, т.е. они квалифицированным большинством голосов (каждая палата отдельно, квалифицированное большинство от числа каждой палаты 450/166) преодолевают. Это не тоже самое, что в ст. 105 Конституции РФ. Процедура не начинается с начала. А если вето не будет преодолено, тогда может быть инициирована процедура принятия закона с начала. Этим отличается повторное рассмотрение в смысле ст. 105 от преодоления вето в смысле ст. 107, что и пытался донести КС в Постановлении 10-П.
 Если Президент возвращает закон
При этом такой закон не может считаться "принятым федеральным законом" в смысле части 1 статьи 107 КРФ , а его возвращение в палаты Федерального Собрания - отклонением в смысле части 3 статьи 107 КРФ , поскольку установленные КРФ требования к принятию федерального закона и предусмотренные ею условия и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса.
В случае возникновения спора: ?  Споры между субъектами законодательного процесса в связи с порядком принятия федерального закона в случае недостижения согласия могут быть переданы заинтересованными сторонами в соответствии со статьей 125 КРФ  и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ " на рассмотрение Конституционного Суда РФ .
По процедуре все в порядке, закон доходит до Президента, Президент имеет право наложить вето.
Процедура вето преодоления.
В первом случае, было вето, все правильно.
Во второй раз, Президент увидел нарушения процедуры, поэтому закон не считается изначально принятым и подлежит возвращению. Однако так как нарушения в задаче не указаны, то скорее всего это было превышением полномочий Президента. То есть можно говорить о надуманном Президентом нарушении механизма с целью продления своего вето. В данной задаче можно усмотреть угрозу злоупотребления полномочиями Президента.
Если были бы реальные процедурные нарушения, то в задаче они были бы указаны!

Комментариев нет:

Отправить комментарий