Задача 1. Про правопреемство
Во время проведения выставки коллекций
Государственного Эрмитажа в Соборе Дома инвалидов в Париже в парижский суд
обратились ассоциации держателей царских займов и займов советского
правительства с требованием наложить арест на произведения, представленные на
выставке, в обеспечение иска к Российской Федерации как правопреемнице
Российской империи и СССР. Одновременно было подано требование об аресте другой
выставки, проходившей в то же самое время в Париже, — выставки коллекций
Санкт-Петербургского Музея истории города, для обеспечения требований к
Санкт-Петербургу о погашении обязательств, взятых на себя городом в 1906-1908
гг.
Является ли Россия правопреемницей
Российской империи и СССР, а Санкт-Петербург, субъект Российской Федерации, —
правопреемником губернского города Санкт-Петербурга? Какими правовыми актами
это регулируется?
Является ли РФ государством-продолжателем
(это государство, которое сохраняет юридический статус прежнего государства,
его юридическую сущность, субъектность) или
государством-правопреемником (предполагает приобретение
прав и обязанностей, иногда даже в качестве универсального правопреемства,
но это уже другое государство, новый субъект).
Декларация прав
трудящегося и эксплуатируемого народа - это документ, который создал
государство, фактически создал новое государственное устройство и решил судьбу
прежнего государства - ликвидировал его. Все ранее принятые обязательства
царского правительства были аннулированы – это касалось и финансовых
обязательств, и международных договоров, и тайных соглашений. И,
соответственно, получается, что как минимум эти два положения, включенные в
декларацию, означали полный отказ от правопреемства в отношении прежнего
государства. Те положения, которые были сюда включены, означали то, что
прежнее государство как юридический субъект перестало существовать в принципе и
никакого правопреемства не предполагалось. В дальнейшем индивидуальное
правопреемство в отношении конкретных обязательств все таки было
сконструировано в обмен на международное признание государства, но это уже был
политический торг в отношении этих обязательств – юридически они не
признавались как связывающие новое государство. Именно поэтому в 1917 году
произошел разрыв между ранее существовавшим юридическим субъектом и созданным
заново государством. Т. е. мы живем в государстве, которое было создано в
1918 году декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа, потому что в
90-е годы такого разрыва не было.
Анализируя те документы,
которые оформляли существование и расформирование СССР, можно сделать
единственный вывод – РФ является государством-правопреемником,
но никак не государством-продолжателем. Государством-правопреемником не
в силу каких-то общих правил и общих принципов, а в силу соглашения, которое
было заключено между бывшими республиками СССР о наследии СССР. РФ не может быть
государством-продолжателем, потому что РФ - это только часть государства,
существовавшего до 1991 года, только одна из 15 союзных республик и
соответственно, никак не может быть продолжателем государства-целого. (Договор
о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза
ССР от 4 декабря 1991 года) (это предусмотрено Венскими конвенциями 1978 и 1983
годов.) + концепция континуитета
При этом между
республиками, входившими в состав СССР, было заключено соглашение о том, что
РФ приобретает все права и несет все обязанности, которые имел советский союз.
В частности. РФ признается обязанной по долгам СССР и получает всю
собственность за пределами территории государства, которая принадлежала
Советскому Союзу.
Указ Президента РФ от 21
сентября 1993г. N 1400 О поэтапной конституционной реформе приостанавливал
действие Конституции и деятельность всех органов государства избранных и
сформированных к тому моменту в соответствии с Конституцией 1978. ( На данный
момент не утратили силу только несколько положений, в основном про тогдашние
выборы в Госдуму)
Не всегда государственное
решение выступить правопреемником по отдельным вопросам можно считать
обоснованным и законным. Например, факт выплаты Российской Федерацией в 1996 г.
(так в справке! – А.С.) 400 млн. долларов так называемых “царских долгов”
Франции в соответствии со статьей 3 Соглашения от 27 мая 1997 года между
Правительством РФ и Правительством Французской Республики является скорее не
правилом, а исключением. Так как в международном праве не существует
автоматического правопреемства для государств за исключением правопреемства по
вопросам государственных границ. Соответственно, к России могут перейти только
те, права и обязанности Российской Империи, которые она согласиться принять.
Для осуществления
правопродолжения РФ необходимо исключить некоторые периоды ХХ века из правовой
традиции и считать созданные в этот период правовые нормы фиктивными, не
подлежащими применению. Тогда цепочка правопреемства может быть вновь замкнута
и по этой цепи может пройти «импульс» правопродолжения.
В принципе, можно даже
установить неправомерность всех политических режимов, начиная с февраля 1917
года до настоящего времени. Такой подход возможен, но вряд ли будет
конструктивным. Тогда многие международные статусы России окажутся в
«подвешенном» состоянии. Для правопреемства достаточно будет отбросить из
правовой традиции исторические переломы – период революций и гражданской войны
и период разрушения СССР и госпереворотов.
То есть, что касается правопреемства
в отношении Российской империи, то Россия здесь правопреемник только в той
части, в которой наследие империи досталось СССР, и уже от СССР она это
непосредственно получила. Нет прямой связи в этом смысле между РФ и
Российской империи.
Правопреемство СПб:
В РИ статус СПб –
губернский город. Москва наряду с СПб могла заключать договоры в отличие от
административно-территориальных единиц.
В РСФСР: СПб потерял
статус субъекта.
В РФ: Стал вновь
субъектом права. Москва и СПб (города республиканского подчинения) были
самостоятельными административно-территориальными единицами, но не субъектами.
Субъектами были автономные республики, авт. области и округа, а
административно-территориальными единицами были края, области и города республиканского
подчинения.
Таким образом, СПб
сначала был субъектом права, затем перестал существовать в качестве такового, а
после снова стал субъектом права. Поэтому не может быть юридически
преодолен данный разрыв. Соответственно субъект РФ – город
федерального значения Санкт-Петербург
не является правопреемником губернского города Российской Империи
Санкт-Петербурга.
Таким образом, с
международно-правовой точки зрения РФ можно рассматривать преемником
Российской Империи только в пределах тех прав и обязательств, которые были
признаны в свое время СССР и затем перешли к ней в порядке правопреемства
после 1991 года, а также в пределах тех обязательств Российской Империи,
которые Россия согласилась принять на себя в добровольном порядке,
Комментариев нет:
Отправить комментарий