3 Тема


Задача 1. Про правопреемство

Во время проведения выставки коллекций Государственного Эрмитажа в Соборе Дома инвалидов в Париже в парижский суд обратились ассоциации держателей царских займов и займов советского правительства с требованием наложить арест на произведения, представленные на выставке, в обеспечение иска к Российской Федерации как правопреемнице Российской империи и СССР. Одновременно было подано требование об аресте другой выставки, проходившей в то же самое время в Париже, — выставки коллекций Санкт-Петербургского Музея истории города, для обеспечения требований к Санкт-Петербургу о погашении обязательств, взятых на себя городом в 1906-1908 гг.
Является ли Россия правопреемницей Российской империи и СССР, а Санкт-Петербург, субъект Российской Федерации, — правопреемником губернского города Санкт-Петербурга? Какими правовыми актами это регулируется?
Является ли РФ государством-продолжателем (это государство, которое сохраняет юридический статус прежнего государства, его юридическую сущность, субъектность) или
государством-правопреемником (предполагает приобретение прав и обязанностей, иногда даже в качестве универсального правопреемства, но это уже другое государство, новый субъект). 
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа - это документ, который создал государство, фактически создал новое государственное устройство и решил судьбу прежнего государства - ликвидировал его. Все ранее принятые обязательства царского правительства были аннулированы – это касалось и финансовых обязательств, и международных договоров, и тайных соглашений. И, соответственно, получается, что как минимум эти два положения, включенные в декларацию, означали полный отказ от правопреемства в отношении прежнего государства. Те положения, которые были сюда включены, означали то, что прежнее государство как юридический субъект перестало существовать в принципе и никакого правопреемства не предполагалось. В дальнейшем индивидуальное правопреемство в отношении конкретных обязательств все таки было сконструировано в обмен на международное признание государства, но это уже был политический торг в отношении этих обязательств – юридически они не признавались как связывающие новое государство. Именно поэтому в 1917 году произошел разрыв между ранее существовавшим юридическим субъектом и созданным заново государством. Т. е. мы живем в государстве, которое было создано в 1918 году декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа, потому что в 90-е годы такого разрыва не было. 
Анализируя те документы, которые оформляли существование и расформирование СССР, можно сделать единственный вывод – РФ является государством-правопреемником, но никак не государством-продолжателем. Государством-правопреемником не в силу каких-то общих правил и общих принципов, а в силу соглашения, которое было заключено между бывшими республиками СССР о наследии СССР. РФ не может быть государством-продолжателем, потому что РФ - это только часть государства, существовавшего до 1991 года, только одна из 15 союзных республик и соответственно, никак не может быть продолжателем государства-целого. (Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 года) (это предусмотрено Венскими конвенциями 1978 и 1983 годов.) + концепция континуитета 
При этом между республиками, входившими в состав СССР, было заключено соглашение о том, что РФ приобретает все права и несет все обязанности, которые имел советский союз. В частности. РФ признается обязанной по долгам СССР и получает всю собственность за пределами территории государства, которая принадлежала Советскому Союзу. 
Указ Президента РФ от 21 сентября 1993г. N 1400 О поэтапной конституционной реформе приостанавливал действие Конституции и деятельность всех органов государства избранных и сформированных к тому моменту в соответствии с Конституцией 1978. ( На данный момент не утратили силу только несколько положений, в основном про тогдашние выборы в Госдуму) 
Не всегда государственное решение выступить правопреемником по отдельным вопросам можно считать обоснованным и законным. Например, факт выплаты Российской Федерацией в 1996 г. (так в справке! – А.С.) 400 млн. долларов так называемых “царских долгов” Франции в соответствии со статьей 3 Соглашения от 27 мая 1997 года между Правительством РФ и Правительством Французской Республики является скорее не правилом, а исключением. Так как в международном праве не существует автоматического правопреемства для государств за исключением правопреемства по вопросам государственных границ. Соответственно, к России могут перейти только те, права и обязанности Российской Империи, которые она согласиться принять. 
Для осуществления правопродолжения РФ необходимо исключить некоторые периоды ХХ века из правовой традиции и считать созданные в этот период правовые нормы фиктивными, не подлежащими применению. Тогда цепочка правопреемства может быть вновь замкнута и по этой цепи может пройти «импульс» правопродолжения. 
В принципе, можно даже установить неправомерность всех политических режимов, начиная с февраля 1917 года до настоящего времени. Такой подход возможен, но вряд ли будет конструктивным. Тогда многие международные статусы России окажутся в «подвешенном» состоянии. Для правопреемства достаточно будет отбросить из правовой традиции исторические переломы – период революций и гражданской войны и период разрушения СССР и госпереворотов. 
То есть, что касается правопреемства в отношении Российской империи, то Россия здесь правопреемник только в той части, в которой наследие империи досталось СССР, и уже от СССР она это непосредственно получила. Нет прямой связи в этом смысле между РФ и Российской империи. 
Правопреемство СПб: 
В РИ статус СПб – губернский город. Москва наряду с СПб могла заключать договоры в отличие от административно-территориальных единиц. 
В РСФСР: СПб потерял статус субъекта. 
В РФ: Стал вновь субъектом права. Москва и СПб (города республиканского подчинения) были самостоятельными административно-территориальными единицами, но не субъектами. Субъектами были автономные республики, авт. области и округа, а административно-территориальными единицами были края, области и города республиканского подчинения. 
Таким образом, СПб сначала был субъектом права, затем перестал существовать в качестве такового, а после снова стал субъектом права. Поэтому не может быть юридически преодолен данный разрыв. Соответственно субъект РФ – город федерального значения Санкт-Петербург не является правопреемником губернского города Российской Империи Санкт-Петербурга. 
Таким образом, с международно-правовой точки зрения РФ можно рассматривать преемником Российской Империи только в пределах тех прав и обязательств, которые были признаны в свое время СССР и затем перешли к ней в порядке правопреемства после 1991 года, а также в пределах тех обязательств Российской Империи, которые Россия согласилась принять на себя в добровольном порядке,

Комментариев нет:

Отправить комментарий