7 тема


Задача 1

В Министерство юстиции РФ было подано заявление о начале процесса создания партии «Бичи Сибири». Рассмотрев представленные документы, Минюст заявил, что создание такой партии невозможно, поскольку принципы ее организации, выраженные в названии, противоречат закону.
Возможна ли организация партии по территориальному признаку и на основе социальной принадлежности? Правомерен ли отказ в регистрации организационного комитета?

ЕФИМЕНКО(19.03.18): Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Проблема:  возможность организации партии по территориальному принципу.
 Постановление №18П от 2004  года(христианское ) – вопрос касается национального и религиозного признаков. Слова, маркирующие нац, проф, рел принадлежность нельзя включать в названии в силу прямого запрета в законе. Законодатель не зря на наименование смотрит, так как именно в нем выражаются основные цели политической партии. Сами слова не свидетельствуют, но вполне естественно вызывают….,
Если содержание программы и устава не подтверждают…, то слова не должны употребляться и в названии, так как указанные в наименовании слова партии являются искусственной привязкой к принципам партии. Избиратели связывают партийные принципы с ее названием.
КС сказал, что содержание недефектно, а наименование не соответствует закону, поэтому безусловного отказа быть не должно быть, но регистрирующий орган вправе потребовать приведения наименования партии в соответствие с ее действительными уставными целями и задачами.
что не является нарушением права граждан на объединение в политические партии, вытекающего из статьи 30 КРФ , поскольку партия как таковая не запрещается (не запрещаются ни ее создание, ни деятельность), - при отсутствии иных законных причин для отказа в регистрации политическая партия должна быть зарегистрирована и может осуществлять свою деятельность.
Надо дать полит партии время (время для устранения недочетов) для приведения названия в соответствии с содержанием – это процедура приостановления регистрации, а не ее отмены. Если полит партии воспользовалась таким шансом, то процедура возобновляется.

Постановление КС №1П по делу республиканской партии – достижение общих целей
-КС сделал вывод о том, что политическая партия должна представлять интересы всего многонационального народа, поэтому нельзя допускать создание партии, исключительно отстаивающей интересы отдельного региона.
Партии должны быть общенациональными.

Название партии - Бичи Сибири. МинЮст мог придраться либо к одному либо к другому слову, составляющих название данной партии. Раз к Сибири они не могут придраться, то можно интерпретировать Бич по разному.
Во-первых, это как хлыст - немного экстремистское, то есть МинЮст мог в принципе истолковать это слово таким образом.
Во-вторых, если это как соц группа не особо высокого уровня.
В-третьих, в 50-70 года бичами называли каторжников, так как их силами все строилось. Тогда это слово можно отнести к проф группе, если так, то МинЮст мог пристать к третьей трактовке, так как слова, маркирующие проф принадлежность нельзя включать в названии в силу прямого запрета в законе.

Наименование полит партии – смысл его в том, что лишь при прочтении лицо могло определить программные установки, цели полит партии и тд. Так, например, коммунисты, либералы, республиканцы, демократы хорошо вписываются под свое название – так как сразу все понятно.

Претензии МинЮста к названию, можно ли лишь  из названия судить о всей полит партии?
Проблема: обосновано ли ограничение на основании названия.
Можно ли в названии сделать привязку не общероссийскую, если при этом она удовлетворяет требованиям создания региональных отделений в большей половине субъектов? Прямого запрета нет, поэтому скорее всего отказ МинЮста неправомерен.

ИТОГ:  Решение задачи:
1.      полит партия- дать определение
2.      Подходы к полит партиям:
·         Не имеют фиксированного членства, где, как правило, не установлено требований о получении гражданами каких-либо символов, маркирующих их причастие. Граждане свободно ходят на мероприятия, такие партии существуют на пожертвования.
·         Партии, имеющие фиксированное членство. Партия сама определяет, кого принимать в членство партии, имеет членские взносы, могут быть ритуалы принятия в членство, членские билеты.
В РФ – члены партии от не членов различаются по объему полит прав, и членство в политические партии зафиксировано в реестре.
Есть и специальные требования к регистрации, партия подтверждает факт своего существования, без подтверждения процедуры регистрации нельзя собирать голоса, выдвигать кандидатов.
Законодатель, устанавливая требования к регистрации, не может всякий раз запрещать создание по мотивам неугодности, нежелательности программных установок, так как на конст уровне заявлено полит многообразия, право на объединение граждан.
Но есть ст.55, при условии, что такие ограничения обоснованы, соразмерны, пропорциональны.
Запрет на отражение в названии и уставах, программах профессиональную ориентацию партии.
Создаваемая полит партия должна иметь региональное объединение не менее чем в половине субъектов, это обеспечивает достижение целей отражение интересов всего многонационального народа.

Политическая партия и общественное объединение – это вещи не тождественные.
·         Полит партии создаются в форме общественных организаций, но отличаются от них. Так как членами полит партии могут быть лишь граждане РФ, индивидуальное членство  в политических партиях.
·         В общественных организациях членами могут быть как иностранные граждане, так и коллективные члены, общественные организации по закону могут существовать без гос регистрации, однако только с гос регистрацией объем прав больше, чем у незарегистрированного юр лица, могут быть как общероссийскими, региональными, местными.

Мое: 30 статья КРФ закрепляет право граждан на объединение. Одной из форм таких объединений является политическая партия. Согласно ФЗ «О политических партиях» политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества. То есть через создание, добровольное членство в политической партии граждане реализуют свое конституционное право. Так как деятельность политических партий непосредственно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти это обстоятельство позволяет федеральному законодателю устанавливать - в развитие конституционных положений о праве на объединение - дополнительные требования к созданию политических партий, их устройству и осуществлению уставной деятельности, установить необходимые ограничения, касающиеся осуществления права на объединение в политические партии, а также основания и порядок государственной регистрации политической партии в качестве юридического лица.
Поэтому несмотря на то, что КРФ Не определяет, на каком уровне должны быть созданы политические партии, то есть не определяет территориальный признак их создания: общероссийском, межрегиональном, региональном или местном; равным образом не содержит она и прямого запрета на создание региональных партий. Следовательно, введенное пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О политических партиях" предписание о возможности создания и деятельности политических партий лишь на общефедеральном (общероссийском) уровне – (поскольку оно является ограничением конституционного права на объединение в политическую партию) - правомерно лишь в том случае, если оно необходимо в целях защиты конституционно значимых ценностей (статья 55,часть 3, КРФ ).

Встает вопрос о причинах ограничения права на создание политических партий по территориальному признаку, а именно о мотивах, которые преследовал законодатель, запрещая создание региональных партий. Региональная партия - это та партия,  которая ставит себе цель борьбу за власть не на всей территории РФ и которая принимает в свои члены только людей проживающих на определённой местности. В одном из своих постановлений (от 1 февраля 2005 г.N 1-П  о Балтийской политической партии) КС запретил региональные партии. Потому что они будут стремиться к сепаратизму. КС сказал, что в нашей стране не могут быть партии региональные потому, что российское общество еще не приобрело прочный опыт демократического существования и что имеют место серьезные вызовы со стороны сепаратистских, националистических, террористических сил, и  в виду этого они будут стремиться лишь к отстаиванию преимущественно своих, сугубо региональных и местных, интересов - могло бы привести к нарушению государственной целостности и единства системы государственной власти,  что партия, это есть ни что иное как борьба за власть в масштабах всей страны, а если будут региональные партии они будут представлять интересы только того региона в рамках которого они действуют и это приведёт к тому, что будет сепаратизм и т.д.Но этот лишь пока только на сегодня, в дальнейшем, если это не будет приводить к розням, то создание в дальнейшем не отрицается.


Согласно п. 3 ст. 9 ФЗ «О политических партиях» не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности; под признаками понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии. 

Для решения задачи, а именно определения правомерности или неправомерности отказа в регистрации политической партии «Бичи России», необходимо проанализировать, приемлема ли данная фраза в качестве названия политической партии. В законе говорится о том, что в названии полит партии не допускается использование наименования иных существующих партий и наименований схожих с ними, также не допускается использование наименований органов гос власти и органов мс, имени и (или) фамилии гражданина. По общему правилу, наименовании партии должно отражать идеологические установки и программные цели соответствующей партии, так как именно по нему, в первую очередь, граждане судят об основных целях полит партии. Однако наличие в наименовании партии слов, указывающих на национальные, религиозные или иные интересы не может служить достаточным основанием для для ее запрета, хотя и является одним из условий официальной регистрации партии в качестве юридического лица. Необходимо соотнести содержание устава и программы политической партии, в которых содержатся основные ее цели и задачи, с названием соответствующей партии.

Если содержание устава и программы политической партии не подтверждает, что партия создается по тому или иному признаку, указанному в ее названии, то и слова не должны быть употреблены в ее наименовании. В таком случае регистрирующий орган вправе потребовать приведения наименования партии в соответствие с ее действительными уставными целями и задачами, что не является нарушением права граждан на объединение в политические партии, вытекающего из статьи 30 КРФ , поскольку партия как таковая не запрещается (не запрещаются ни ее создание, ни деятельность), - при отсутствии иных законных причин для отказа в регистрации политическая партия должна быть зарегистрирована и может осуществлять свою деятельность.
Таким образом, можно сказать, что нельзя исключительно из названия определить принципы организации политической организации, а следовательно, не соотнося устав, программу и название, нельзя принять решение о противоречии принципов этой партии закону.

Задача 2

В проекте Устава конституционно-демократической политической партии России, представленном для регистрации, было указано, что функцией генерального политического совета партии является обеспечение международного сотрудничества, а также организация представительств партии за пределами РФ . Регистрирующий орган отказал в регистрации партии на том основании, что указанные положения Устава противоречат требованиям статьи 5 и пунктов 4 и 6 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях». Отказ был обжалован в суд. Организационный комитет партии заявил, что в указанных нормах содержится запрет на деятельность иностранных политических партий в России, но запрета на деятельность российских политических партий за рубежом не установлено.
Какое решение должен принять суд?
На основании ст. 3 ч.2 п. в - в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ . Отказ может считать правомерным, так как партийные структуры не могут быть организованы за рубежом.

Задача 3

Министр иностранных дел РФ подал заявление о вступлении в члены Либерально-демократической партии России. Комитет по международным связям Государственной Думы РФ выступил с заявлением, требуя от министра сложения своих полномочий. По мнению депутатов, государственный служащий не вправе использовать свое должностное положение в интересах политических партий. Являться членом политической партии и не использовать в ее интересах свое служебное положение невозможно, поэтому он обязан подать в отставку. Заявления о сложении полномочий не было подано, поэтому Президент РФ как гарант КРФ и соблюдения законности обязан отправить министра в отставку, тем более что пребывание одного из министров в политической партии бросает тень на весь состав Правительства РФ.
Выступив с ответным заявлением, министр отметил, что он лишь подал заявление, однако членом партии станет только после рассмотрения и удовлетворения этого заявления. Уходить в отставку он не обязан, так как действующим законодательством запрет на членство в политических партиях для лиц, замещающих государственные должности категории «А», не установлен, а членство в партии вовсе не означает использования служебного положения в партийных интересах.
Каким образом оформляется прием в члены политической партии? Каким категориям граждан в настоящее время запрещено быть членом политической партии? Оцените приведенные аргументы с точки зрения действующего законодательства.
Проблема: возможность министра быть членом полит партии
1.      Статья 2. ФЗ «О политических партиях»: Право граждан РФ  на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.
Статья 23: 2. Членами политической партии могут быть граждане РФ , достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане РФ , признанные судом недееспособными. 2. Прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан РФ  в порядке, предусмотренном уставом политической партии. – порядок приема в члены партии. КОГДА ОН РЕШИЛ СТАТЬ ЧЛЕНОМ ПАРТИИ??? В СВОЕМ ДОВОДЕ ОН ПРАВ.

2.      ОГРАНИЧЕНИЯ (п.10 ст.23 ФЗ) Ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан РФ  федеральными конституционными законами и федеральными законами. Среди таких лиц: судьи, прокуроры, работники Следственного комитета, работники органов внутренних дел, судебные приставы, судебные приставы-исполнители, военнослужащие и другие.
Ограничения для членов правительства содержатся не в законе «О политических партиях», а в ФКЗ «О правительстве».
Статья 11 (ограничения, связанные с членством в Правительстве):
Ø  быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ  и депутатами выборных органов местного самоуправления
Ø  замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, за исключением случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ
Ø  заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц
Ø  заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности
Ø  и другие
Среди данных пунктов нет пункта, который ограничивал бы членство в Правительстве ввиду членства в политической партии.
3.      Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ , депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов муниципальных образований, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей (п.3 ст.10 ФЗ).
!Если политическая партия навязывает свои интересы, то это будет нарушением. Его действия могут совпадать с целями партии, но аргументировать может своим собственным стремлением. Министры занимаются политическим руководством страны. Члены правительства могли быть раньше депутатами государственной думы. В политической жизни министров отделять невозможно. Министры будут исполнять решения законодателя, законодательный орган формируется из членов политической партии. Нет запретов на участие министров в качестве членов. Не могли его уволить с поста министра. Партия не может применить внутрипартийных санкций за не следование целям партии в своей профессиональной деятельности. Президент может состоять в партии.
Данное положение указывает на запрет использовать свое должностное положение лицам, являющимся членами политических партий.

4.      Таким образом, министр (представитель Правительства) может быть членом политической партии, но при этом на него накладывается обязанность не использовать свое должностное положение в интересах политической партии.
Комментарии: Член партии связан с решениями партий, но в профессиональных интересах он должен разделять свои личные и партийные интересы. Он должен руководствоваться профессиональными, а не партийными интересами.
Парламент формируется по политическому признаку. Нет в ФКЗ запрета на участие министров в виде членства в партии. Не могли уволить, не могли требовать сложения полномочий. Если он начнет действовать в противовес партии, партия не вправе обязывать действовать его в соответствии с партийными целями и интересами.

Задача 4

На партийной конференции партии «Справедливая Россия» было принято решение не поддерживать представленный Правительством РФ в Государственную Думу РФ проект закона о бюджете на очередной финансовый год. Идя вразрез с решением партийного органа, ряд членов партии — депутатов Государственной Думы — проголосовали за принятие бюджета в первом чтении. Обсуждая поступок своих товарищей по партии, Генеральный совет принял решение об исключении этих депутатов из членов партии, поскольку они своими действиями нанесли партии политический ущерб. Однако депутаты обжаловали решение Генерального совета в суд, ссылаясь на то, что п. 9 ст. 23 Федерального закона устанавливает следующее: члены партии не связаны ее решениями в своей служебной деятельности. Исключений в данной статье не содержится.
Представитель Генерального совета партии, возражая на жалобу, в суде заявил, что данное правило, как следует из положений п. 3 ст. 10 того же закона, не распространяется на депутатов Государственной Думы. Кроме того, вопрос об исключении члена партии — внутреннее решение, которое не может быть предметом правового регулирования и судебного разбирательства. Партия вправе сама определять, нанесен ли политический ущерб ее имиджу, и применять к своим членам необходимые санкции.
Решите дело.
1.                          Проблема: насколько член партии связан с ее решениями
2.                          Как должны решаться вопросы, связанные с исключениями члена из партии (внутренними способами или обращаться в суд).
1.Проблема: политического давления и принципа свободного мандата.
Связан ли депутат партийными указаниями, если связан, то до каких пределов?
Постановление 28.02.2012 года №4П, независимость действий депутата, свобода от партийного давления, правовое регулирование статуса депутата должно обеспечивать его независимость.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Депутат – член законодательного представительного органа гос власти.
Женщина была исключена из партии, а затем и потеряла статус депутата. (потеряла мандат)
В случае выхода из фракции, лицо теряет депутатский мандат.
КС обязал пересмотреть ее дело. Сталкиваются две серьезные ценности, два права: самостоятельность депутата, который связан лишь совестью и Конституцией ,и с другой стороны избирательные права граждан,(выдвижение по партийным спискам- в рамках пропорциональной системы)

Когда полит партия выдвигает кандидата, следовательно, она в нем уверена, и когда кандидат выдвигает себя в рамках этой партии, следовательно, он соглашается с программными целями данной партии.
До тех пор, пока это не препятствует свободе принятия решения депутатами (каждый депутат представляет всех, а с другой стороны партийная дисциплина вещь для него не последняя).
Партия может исключить из своих членов на основании его самостоятельного выхода, Но с другой стороны сохраняя независимость депутата, запрещается выгонять его (если он сам выходит из полит партии, то из фракции исключается).
Он партийными решениями связан, но до тех пор, пока, по его мнению, это не войдет в противоречие с интересами избирателей. Он может проголосовать против решения политической партии, но должен брать на себя ответственность за возможные последствия (если вы идете на открытый конфликт с партией, то вы должны быть готовы, что партия может исключить вас, так как это может идти в противоречие с представляемыми интересами поддерживающими лицами партий)

2. Гос-во регистрирует устав партии, проверяет его, однако такая проверка – это лишний повод настаивать на осуществление судебного контроля на то, как соблюдаются предписания в Уставе (например, как соблюдается процедура исключения) но стоит ли ограничиваться формальной проверкой или надо погружаться во вмешательство дальше (в оценочные суждения)? 
Две разные позиции, что суд может вмешиваться, либо, что суд не может вмешиваться, так как это внутренние дела партии. (так как кто лучше партии знает, что вредит ей, а что нет)

Член гос думы напрямую связан напрямую с избирателями, которые его поддерживают. Для него важнее связь с избирателями, а не политической партии.  Если член партии не реализует программные цели, то зачем такой партии данный член, они могут внутренне решить все. В определении КС сказано, когда происходит процедура регистрации, устав проверяется, в дальнейшем лишь презюмируется, что он законен.
 Определение КС – в случае несоблюдения требований устава члены могут быть исключены. Орган полит партии принимает решении о том, причиняет ли деятельность члена ущерб имиджа партии. (при совершении дискредитирующих действий)

ФЗ «о полит партиях» запрещает вмешательство гос-ва в деятельность политической партии.  Где начинаются внутрипартийные дела, куда гос-во не может соваться?

 На мой взгляд, даже если депутат не согласен с решением партии о его исключении, то он может обратиться в суд, который проверит обоснованность (наличие оснований) его исключения.  То есть носили ли действия такого лица реальный ущерб имиджу - это же оценочные категории, партия считает, что причинен, а гражданин считает, что не причинен.

Главная проблема задачи состоит в определении того связаны ли депутаты решениями, принимаемыми политической партией.
Согласно п.9 ст. 23 ФЗ «О полит партиях» 
9. Члены политической партии не связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей, за исключением лиц, работающих в руководящих и контрольно-ревизионных органах политической партии, ее региональных отделений или иных структурных подразделений.
Именно на этот пункт ссылаются депутаты при объяснении своих действий, которые были совершены вразрез с решением политической партии.
Независимость депутата предполагает его свободу от чьих бы то ни было указаний, возможность беспрепятственного осуществления полномочий, недопустимость неправомерного вмешательства в его деятельность, свободу от различных форм группового давления - партийного, корпоративного, регионального, местнического и т.п. Депутат наделяется независимостью для того, чтобы он мог адекватно выполнять политическую волю избравшего его народа. При этом принципиально важной является взаимосвязь депутата и граждан, интересы которых он представляет, опосредуемая деятельностью политических партий, что, однако, не может означать подчинение депутата той политической партии, по списку которой он был избран, как организации, имеющей собственные интересы, - подобная юридическая конструкция (принцип так называемого императивного мандата) не соответствовала бы конституционному определению парламента РФ  как законодательного органа РФ , представляющего интересы всего российского народа
О СТАТУСЕ ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ -Руководство политической партии не может лишить депутата мандата, т.к. перечень оснований, по которым может быть досрочно прекращено полномочие депутата, не включает в себя исключение из политической партии.  Следовательно, партия может лишь применить внутрипартийные санкции.
Однако в том же законе присутствует и другая норма, содержащаяся в п. 3 ст. 10 ( Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ , депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов муниципальных образований, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей.) Следовательно, депутаты ГД могут быть связаны решениями своей партии, и такая обязанность, при ее наличии, уже должна быть прописана в уставе соответствующей партии.

Исходя из все вышесказанного я делаю вывод, что в условии данной задачи правомерно исключение депутата из партии, так как решение голосовать или не голосовать за бюджет относится к сфере деятельности партии, связанным с воплощением или не воплощением в жизнь определенной программы, которая закреплена в уставе. Партия должна следить за тем, чтобы ее члены, которые подписались выполнять программу этой партии, занимались продвижением этой определенной программы в жизнь.

ФЗ «О полит партиях» Ст. 23 5.( Члены политической партии имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, получать информацию о деятельности политической партии и ее руководящих органов, а также обжаловать решения и действия указанных органов в порядке, предусмотренном уставом политической партии.)

Поэтому получается, что если Устав предусмотрел такой механизм защиты прав членов полит партии как применение последними судебной защиты, то депутат вправе обжаловать решение партии  о своем исключении из нее. В то же время, устав может и не содержать в себе такого способа защиты, и тогда все вопросы внутренней организации партии будут регулироваться самостоятельно ее органами.
Политическая партия в своем Уставе может и не содержать в себе такого способа защиты, так как Общественные объединения (политические партии) свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности; вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений (политических партий) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ (пункт 1 статьи 8и пункт 1 статьи 10 ФЗ "О политических  партиях", статьи 15и 17 Федерального закона "Об общественных объединениях). Приведенные законоположения предполагают установление уставами политических партий определенных требований к имеющему политическое значение поведению членов партии, а в случае несоблюдения требований устава - возможность исключения из партии.
КС допускает установление партией своих методов и способов разрешения внутренних вопросов, не исключается возможность защиты. Последовательность обжалования решений.
Если нарушаются права, то можно использовать право судебной защиты.
Исключение из партии не повлечет не является основанием статуса депутата.
!На первое место выходит независимость Депутата, хочет следует, хочет нет, берет ответственность на себя,
Лицо может перестать быть членом партии, но не депутатом, то есть избранный от списка определенной партии он в дальнейшем может и обойтись без нее. Партия не может заставить депутата принять решение.
ВЫВОД Анжи: Таким образом, из всего вышесказанного следует, что члены политической партии отчасти связаны ее интересами при осуществлении полномочий депутата Государственной Думы. Исключение из партии по определенным основаниям, которые содержатся в Уставе партии, являются правомерными. При этом лишить полномочий депутата Государственной Думы данное лицо нельзя, поскольку оно исключено из партии, а не из фракции.

«Коротенькое определение, на пару страниц, - которое вы изложили в двух словах».

Задача 5

Во время избирательной кампании по выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга региональное отделение Коммунистической партии РФ в своем агитационном печатном материале, содержавшем критику деятельности предвыборных программ других партий, выдвинувших свои списки кандидатов, разместило эмблемы соответствующих партий. В одном из изображений эмблемы партии Единая Россия эта эмблема была искажена зеркальным отображением слева направо (медведь был развернут в другую сторону).
Партия «Единая Россия» посчитала, что нарушено исключительное право партии на использование эмблемы партии как объекта интеллектуальной собственности и на защиту эмблемы от искажений.
Возможно ли при ведении предвыборной агитации использование символики других партий? Каковы пределы исключительных прав партии на использование эмблемы и других символов партии (например, ее наименования) в рамках избирательной кампании?
Проблема: допустимость использования символики других партий при ведении предвыборной агатицаии.
Эмблема - объект использования
Они могут использовать в соответствии с действующим законодателем. Однако так как они не просто его использовали, а еще и исказили, поэтому это скорее всего не будет соответствовать действующему законодателю. Искажение является нарушением действующего законодательства. Не создали новый объект, взяли старый объект, исказили его, это было намеренное действие, здесь была агитация в негативном плане. Когда мы говорим про агитацию, не исключено, что там может быть нарушение иных институтов права. Если партия обладает правами на интеллектуальную собственность, она может предъявить требования к нарушителю его права на интеллектуальную собственность.
1.      В данном случае возникает коллизия, которую в своем решении разрешил Верховный Суд РФ: по своему содержанию все эти издания, включая открытку, являются агитационными материалами, поскольку изданы за счет средств избирательного фонда КПРФ и имеют целью побудить избирателей голосовать за эту политическую партию и против других политических партий. Политическая реклама политической партии в период избирательной кампании, на что ссылались представители КПРФ, по своей сути, также является агитацией голосовать за рекламируемую партию.
Нельзя признать нарушением законодательства об интеллектуальной собственности и размещение на официальном сайте КПРФ в информационно-коммуникационной сети общего пользования Интернет эмблем двух политических партий и флага одной из политических партий. Изображение этих объектов, относящихся к официальной символике политических партий, не является их воспроизведением, имеет целью побудить избирателей к голосованию против списков кандидатов, выдвинутых соответствующими политическими партиями, что не противоречит требованиям статьи 7 Федерального закона "О политических партиях", статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ ".

Верховный суд признает за политическими партиями право использовать в своей предвыборной агитации эмблемы, символику других политических партий.
2.      Таким образом:
Ø  При проведении предвыборной агитации допустимо использование символики других партий, исходя из смысла решения Верховного суда
Ø  Пределы исключительных прав на символику партии заключаются в том, что агитация с нарушением права интеллектуальной собственности в РФ запрещена, но при этом Верховный Суд не признает размещение эмблемы политической партии в агитационных материалах в качестве подобного нарушения

Задача 6. Про сторонников

Уставами некоторых политических партий предусмотрено, что лица, не являющиеся членами партии, но разделяющие ее идеологию, являются сторонниками партии. Сторонники, в соответствии с уставами этих партий, обладают определенными правами и обязанностями, перечень которых ýже, чем перечень прав членов, однако позволяет однозначно идентифицировать, что гражданин разделяет цели и задачи партии.
Генеральный прокурор РФ обратился в руководящие органы этих партий с представлением о нарушении указанными положениями действующего законодательства. Прокурор посчитал, что участие в деятельности политической партии в подобной форме закон не допускает. Поскольку разница между сторонниками и членами партии, определяемая по тому, насколько разделяются ее цели и задачи, очень невелика, для сторонников следует устанавливать те же ограничения, что и для членов, а для этого необходимо их формально приравнять к членам партии.
Предусмотрена ли законом такая категория сторонников политической партии? Допустима ли она в соответствии с законом? Может ли быть сторонником то лицо, которому законом запрещено быть членом политической партии?
Проблема: кто такие сторонники, правовое наполнение этого понятия, проблема в разграничении этих понятий- сторонники и члены
В законодательстве нет определения сторонников.
1.       ФЗ «О политических партиях» в статье 23 говорит только о членстве в политической партии. В Законе не отражено понятие «сторонники политической партии».
П.1: членство в политической партии является добровольным и индивидуальным.
П.2: членами политической партии могут быть граждане РФ , достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане РФ , признанные судом недееспособными.
Участие этих членов в ее деятельности определяется уставом. Тогда как круг обязанностей и прав сторонников законодательством не определен, но он может быть прописан в уставе партии. Неопределенность в отношении прав и обязанностей, для чего несут такую функцию и вообще какова их роль. Выделение такой категории было вызвано попыткой обойти фз,  которое ограничивает круг лиц, которые могут быть членами политической партии.
2.       Закон не устанавливает прямой запрет на существование такой категории как сторонники политической партии. При этом необходимо учесть, что существование такой категории подрывает стабильность в регулировании сферы, связанной с реализацией деятельности политическими партиями.
Исходя из логики составителей уставов, сторонниками могут быть лица, которым законом запрещено быть членами политических партий, поскольку сторонники – это лица, которые разделяют партийную идеологию. При этом в соответствии с уставами у них есть более узкий объем прав и обязанностей.
3.       Существование сторонников политической партии с точки зрения, которая содержится в уставах, не является приемлемой. Сторонники – это более обширное понятие, которое не имеет четких границ (то есть сюда могут входить люди, которые не могут по закону быть членами партий). Существование сторонников противоречит установленным законом ограничениям, что является недопустимым. Отсюда следует, что для распространения на этих лиц соответствующих ограничений, необходимо уравнять с законодательной точки зрения сторонников и членов политических партий.
Сторонники могут приравниваться к членам партии. Если человек разделяет взгляды, то он должен подать заявление и статьи членом партии. Категория сторонников партии законом не предусмотрена. Человек должен стать членом партии. Партийные документы должны регулировать права и обязанности членов. Они должны регулировать правила в отношении членов партии. Сторонники не члены партии, значит партийными документами их деятельность не регулируется. Есть лица, разделяющие позиции партии, но не вступающие в нее, значит они не связаны с ними.
С точки зрения рф законодательства им нельзя давать возможность регулировать деятельность сторонников партии в своих партийных документах. Заставить кого-то действовать в целях партии, применить санкции в отношении сторонников они не могут.
Как установить лиц, являющихся сторонниками? Речь идет о закреплении некоторых параметров, исходя из них будет определяться, кто является сторонником, а кто – нет. Партия не может регулировать деятельность в отношении сторонников. Это все относится к деятельности партии, которая пытается набрать определённое количество сторонников – это не юридическая категория. С юридической точки зрения важно только членство. Все остальное ни на что не влияет.

Для решении вопроса о допустимости наличии такой категории лиц, как сторонники, необходимо разобраться, для чего нужна данная категория, какие цели и задачи различают сторонники и  в чем они отличаются от членов полит партии.  
Сторонники -  это люди, которые разделяют программу партии, её цели и задачи, осуществляет деятельность связанную с достижением поставленных партией цели по участию партии в осуществлении государственной власти. То есть, если оценивать содержательный аспект  данной категории, они могут считаться её членами, но с точки зрения формальной, выведены за пределы членства, то есть для них не установлены те обязанности, принадлежащие членам партии. Категория сторонников также позволяет  обойти норму, запрещая определенным категориям граждан быть членами политической партии, так как фактически они ими не являются, но если сравнить объем прав сторонников и членов, то он будет практически одинаковым. 

Таким образом, категория сторонников может совершенно не соответствовать тому смыслу, тем задачам и тем  идеям, которые были заложены в законе о политических партиях.
Круг прав и обязанностей сторонников не обозначен, он закрепляется Уставом самой политической партии.
Чтобы решить задачу:
1.       понять, на чем основано численное наполнение партии. Кто состоит? Члены партии. Лицо должно обратиться к партийному органу, который примет решение. Основано на членстве в партии. Никакого понятия сторонников не предусмотрено, оно является доктринальным. Сторонники это те, кто разделяют взгляды, согласны действовать в соответствии с целями партии. Партийные документы не могут регулировать права и обязанности лиц, не являющихся членами партии. Партийными документами деятельность сторонников не регулируется и неважно, какой у них прав и тд. 
2.       Категория сторонников допустима ли? Человек должен стать членом партии.
Партийный документ, регулирующий деятельность сторонников, не может по сути регулировать их действия,  Не могут применять никаких санкций, обязать выполнять

Комментариев нет:

Отправить комментарий